Понедельник, 23.07.2018, 16:39
Сайт  учителя  начальных  классов   Смирновой  Ольги  Витальевны
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рекомендации  родителям по развитию правильных речевых навыков у младших школьников

        Для успешного преодоления трудностей и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения и закрепления полученных навыков дома.

Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания  взрослых являются образцом для  правильного, а зачастую неправильного  развития лексической, грамматической стороны детской речи.

2.  Наполнить повседневную жизнь детей  грамотным речевым общением:

- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный  словарь (например: это мяч, это шапка и т.д.)

-  в собственной речи четко проговаривать  окончания слов, дать ребенку возможность  услышать изменение звучания слов в  различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы (например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша лепила.)

- обращать внимание на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил  пуговицу и т.д.)

- привлекать внимание детей к правильному  пониманию и употреблению  пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например: положи  карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь за спину карандаш)

- совершенствовать грамматический строй  речи, используя речевые игры (например: игра «У меня синий шар, а что у тебя» - У меня желтое яблоко, красная машина, 4 красных  яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например: как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, желтый).

4. Важную роль в организации работы  должны оказывать любимые игрушки  ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании  связной речи. Составление коротких  предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном  подъеме ребенка, ненавязчиво в игровой форме позволяла ребенку овладевать  сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция  ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это недолжно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

 

Рекомендации родителям по развитию связной речи

у младших школьников

Развитие устной речи ребенка является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи, чтения. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно, чтобы школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы.

Что же означает понятие «связная устная речь»?

Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения.

Связная речь — главный показатель умственного развития и общего кругозора ребенка, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим его в активный словарь. Мы упражняем малыша в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений. Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме.

В лексических играх дети учатся классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.

Без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и, в то же время, ускорить и облегчить процесс усвоения малышом необходимых навыков, его родителям необходимо совместить в своей работе по подготовке ребенка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребенком, игра с ним и его обучение.

При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.

Для того, чтобы Ваш ребенок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, Вам, его родителям, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать в свободной и совершенно непринужденной обстановке - на берегу моря или озера, на детской площадке, во время поездки в автобусе или на поезде.

         Вот наиболее интересные  словесные игры  для детей.

*«Объяснялки» — объясни, что это такое? (Водопад — вода падает с горы).

*«Скажи наоборот» (вверху — внизу, мягкий — твердый).

*«Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?» (Пушистая, веселая, быстрая, умная).

*«Что летает, ползает, идет, едет?» Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать — мчаться, пахучая — ароматная.

 *«Кто больше запомнит и придумает родственных слов?» (хлеб — хлебушек — хлебный — хлебопек).

*«Кто где живет?», «Чьи детки?», «Узнай предмет по описанию» (Рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).

*«Назови 4-5 предметов на определенную тему». (Мебель, посуда).

Для развития связной речи необходимо формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи — показатель умственного развития ребенка и средство формирования связной речи. Дети, у которых он не сформирован, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы они хорошо учились и могли самостоятельно высказываться, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободное время. Следует учить детей отвечать на вопросы полными предложениями с 3-4-х лет.

*«Скажи правильно», «Повтори за мной» (Автобус едет по дороге).

*«Какое слово убежало?» (Алеша ел...).

*«Закончи мое предложение» (Сейчас мы с тобой пойдем...)

*«Исправь Незнайку» (Машина едет по реке).

*«Из чего сделаны предметы?» (Расскажи о деревянных).

*«Почемучка» (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? Потому что сам сваливает грузы).

*«Один — много» (дерево — деревья; стол — столы).

Детям желательно самим учиться отвечать на разные вопросы (куда? зачем? когда? с кем? какой? почему?) и самим упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: «Спроси меня про погоду, про папу».

Необходимо обращать внимание на использование ими предлогов в речи: в, на, под, возле, около, из-за. Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?». Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить его пользоваться предложениями простыми и распространенными.

Игры  и  упражнения,  развивающие  устную  речь  ребенка

*«Испорченный телефон» Несколько участников игры передают по цепочке друг другу (шепотом) какое-либо слово или короткую фразу. Ребенок при этом обязательно обращает внимание на то, что конечное в цепочке слово резко отличается от исходного и также на то, что некоторые слова очень похожи по звучанию и, поэтому, могут легко искажаться по смыслу.

*«Что звучало?» Постучите вместе с ребенком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребенку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы Ваш ребенок сумел получше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.

*«Назвать любые слова на определённую букву» Например: любые слова на букву ''Б'': банан-балкон-буря-бочка-бык.

*«Назвать больше слов по теме» В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребенку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.  В этой игре выигрывает тот, кто назовет больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.

*«Назвать слова, определяющие страну, город, животное, растение, имя и начинающиеся на одну и ту же букву» Например: Россия – Ростов – рысь – рис - Роман.

*«Составить цепочку слов» так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок – корова – аромат – торт - тень.

*«Составить цепочки слов-антонимов» Например: горячий-холодный, темный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.

*«Назвать все известные предметы одного и того же цвета» Например: желтого - лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного - помидор, перец, кровь и т.д.

*«Угадай, что я хочу сказать» Произнесите первый слог в каком-либо слове и попросите ребенка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди.

*«Съедобное-несъедобное» Два игрока бросают друг другу мяч. Бросающий мяч игрок называет слово, обозначающее или съедобный продукт, или любой несъедобный предмет.

Если названо слово, обозначающее съедобный продукт, то принимающий мяч, второй игрок, должен его поймать. Если же назван несъедобный предмет, то ловить мяч не нужно.

*«Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа)» Например: предложите ребенку взять карандаш и положить его между альбомом и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора и т.д.

Рекомендации  родителям  по  развитию  устной  речи  ребенка

*Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребенок излагает свои мысли.

*Помогать ребенку описывать предметы, события и явления более подробно. Границы познаний ребенка при этом расширяются и его речь обогащается.

*Завести тетрадку, в которой печатными буквами и разборчиво будут записаны короткие рассказы ребенка, буквально соблюдая его стилистику и слова. Опыт показывает, что ребенок воспринимает и на слух и зрительно значительно легче и быстрее тот текст, который был записан в точности с его слов. И это естественно, так ведь при этом он опирается на свои же речевые навыки и на свой словарный запас.

*После того, как ребенком будут освоены элементарные навыки чтения, предложить ему читать его же произведения.

*При разучивании стихов и песенок ребенок не должен создавать видимость «как бы поёт», не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слова. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.

*Учить ребенка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок; палка-галка; рог-пирог; огурец-молодец; каша-Маша.

*Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.

*Учить малыша придумывать и загадывать загадки.

*Учить рассказывать анекдоты, понимать юмор и придумывать смешные истории.

Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz